Центральный банк России поддержал нововведение, которое обяжет все российские банки внедрить услугу "второй руки" для денежных переводов. Этот сервис позволит назначенному доверенному лицу блокировать подозрительные операции на счету пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.
Защита от мошенничества для пенсионеров
Банковские учреждения планируют внедрение сервиса поддержки клиентов при осуществлении переводов между банками и счетами. Функция предназначена для людей с инвалидностью, ограниченной подвижностью и пожилых граждан (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет). Клиенты из указанных категорий могут назначить другого клиента того же банка своим доверенным лицом, которое будет дополнительно контролировать их банковские операции.
Сервис "второй руки" предназначен для того, чтобы пенсионеры могли назначить родственника или близкого человека, который проверит и, при необходимости, заблокирует подозрительный или ненужный перевод средств. У помощника есть 12 часов, чтобы изучить перевод или запрос и решить, что с ним делать. Если третье лицо не ответит или не успеет одобрить операцию вовремя, перевод будет отменен. Это станет дополнительной мерой защиты от мошенников, которые часто выбирают в качестве жертв людей преклонного возраста.
Рекомендательный характер сменится обязательным
На сегодняшний день некоторые банки уже предлагают такую услугу, но на добровольной основе. С принятием нового закона, использование сервиса станет обязательным для всех банковских учреждений. Это поможет снизить количество мошеннических операций и повысит доверие клиентов к банковской системе.
Центральный банк России уверен, что для эффективной борьбы с мошенничеством, сервис "второй руки" должен быть законодательно закреплен. Документ прошел первое чтение в Госдуме этой весной. Депутаты уже предложили сделать эту услугу обязательной для 13 наиболее значимых банков, таких как:
- Сбербанк,
- Альфа-Банк,
- ВТБ,
- Росбанк,
- Тинькофф,
- Газпромбанк,
- «ФК Открытие»,
- Совкомбанк,
- МКБ,
- Промсвязьбанк,
- РСХБ,
- Райффайзенбанк
- ЮниКредит Банк.
Какие есть риски?
Мошенники зачастую представляются сотрудниками банка или кем-то из органов власти. У пожилых людей такие неожиданные обращения вызывают доверие: как можно отказать авторитетному работнику официальных структур? При этом не важно, насколько достоверна информация, которую аферисты рассказывают пенсионеру - человек просто теряется и слушает все, что ему велят делать.
Руководитель департамента информационной безопасности «Банки.ру» Тимур Гараев проводит аналогию с 90-ми, когда бушевали финансовые пирамиды и инфляция:
«Поэтому они [пенсионеры] сегодня так доверчиво относятся к звонкам от имени сотовых компаний, банков, которые просят перевести деньги на безопасный счет, потому что они сгорят, или, например, говорят, что нужно предоставить паспортные данные, чтобы обновить информацию. И, конечно, пожилые люди часто попадаются на эти уловки».
Несмотря на очевидные преимущества, сервис "второй руки" имеет большой недостаток. Фактически, близкие люди смогут контролировать счета и финансы пенсионеров, и не всегда в попытке защитить. Особенно это касается одиноких пожилых людей, которые могут стать зависимыми от посторонних лиц, таких как дальние родственники или даже соседи, чьи намерения не всегда искренни и чисты.
Чтобы получить от услуги максимум и не столкнуться с негативными последствиями, в законопроекте о “второй руке” должны быть подробно прописаны условия: кто может стать доверенным лицом, какие полномочия он будет иметь, и как банки будут проверять согласие пенсионера на финансовые операции. Только так можно будет обеспечить безопасность и доверие к новой услуге, сохранив при этом контроль за финансами у самих пенсионеров.
Если же у пользователя услуги нет поручителя, которому можно доверять, его “второй рукой” может стать, например, официальный представитель Национальной системы платежных карт, Службы финансового уполномоченного или другой подходящей государственной структуры.
«Непонятно, насколько сами пожилые люди будут готовы делегировать такие полномочия родственникам и близким. Вряд ли все без исключения пенсионеры с энтузиазмом согласятся признать себя уязвимыми. Возможно поэтому до сих пор не получила широкого распространения услуга «Проверка операций близкого», которую в 2021 году предложил «Сбербанк». По сути это аналог механизма, прописанного в законопроекте», – рассказала Ирина Андриевская, директор по аналитике «Выберу.ру».
Комиссия за использование сервиса
Пользование услугой "второй руки" будет платным, по крайней мере пока. Размер комиссии и детали подключения будут варьироваться в зависимости от банка. Однако каждый клиент сможет самостоятельно решить, подключать ли ему эту услугу - условия должны быть прописаны в договоре.